Борисов - второй (после Минска) по величине город в Минской области. Численность его населения составляет 150 тысяч человек. Город расположен на месте впадения реки Сха в реку Березина. Березиной город разделён на две части: Старый Город (меньшая часть) и Новый Город (большая часть). В свою же очередь река Сха разделила Старый город на две части. В Старом городе находится историческая часть города: базарная площадь (сейчас площадь им. 900-летия Борисова), православный собор, костёл и прочие сооружения, имеющие историческую ценность. Также в Старом городе находятся предприятия (завод "Экран", завод Агрегатов, Резинотехника, молочный комбинат и др.), частная застройка и несколько микрорайонов многоэтажной застройки. Современный же центр города, как и большая его часть, находится в Новом городе. В Новом городе располагаются райисполком, центральная библиотека, городской парк, стадион, два универмага, большое количество фабрик и заводов (всего их в городе более 40), а так же другие значимые объекты. Основная жилая застройка, как и в Старом городе, – это частная. В большинстве случаев за многоэтажными домами, которые стоят на центральных улицах, прячется частная застройка. Также в Новом городе можно выделить и целые районы многоэтажной застройки, которые находятся на западе города, и большую промзону, которая находится немного южнее.
Такой большой город никак не может обойтись без общественного транспорта. Общественный транспорт города представлен автобусами и маршрутными такси. В городе 30 автобусных маршрутов, которые обслуживает филиал «Автобусный парк №3» г. Борисова ОАО «Миноблавтотранс», и 20 маршрутов, на которых работают в основном частные извозчики на маршрутных такси. На 30 автобусных маршрутах в будний день выходит до 41 единицы подвижного состава (в выходной день – до 33). Схема движения городских автобусов устроена так, что 20 из 30 маршрутов отправляются от железнодорожного вокзала и соединяют с ним различные районы города. Городские автобусы курсируют ежедневно с 5.50 утра и до 2 ночи по будним дням, а по выходным дням до 12 часов ночи. Подвижной состав в городе довольно молодой – большинство автобусов моложе 7 лет. Городские маршруты в основном обслуживают автобусы марок МАЗ-103 и МАЗ-105. Также на городские маршруты выходят автобусы марок: МАЗ-203, МАЗ-206, Нёман-5201, и в редких случаях Радзимич-А092 и КАвЗ. Двумя центральными маршрутами можно считать маршруты № 11 и № 9, интервалы движения которых в час пик составляют 10-30 минут. Например, маршрут № 9 связывает два противоположных конца города: микрорайон «Печи» и микрорайон «Приборы» и проходит по самой большой улице города – улице Гагарина, вдоль которой расположены универмаг, стадион, кинотеатр, два рынка, банки, магазины, техникум. А маршрут №11 от одной конечной до другой проложен не по самому короткому пути, а так, чтобы охватить как можно больше районов города. Так маршрут 11 проходит по таким центральным улицам как Гагарина, Строителей, Чапаева, 3го Интернационала, проспекту Революции. Так же часто курсируют автобусы № 1, 3а, 6 и 18, их интервалы движения составляют 20-30 минут. На остальных маршрутах интервалы движения большие: они достигают часа и даже более. Некоторые маршруты взаимосвязаны с другими, либо от них не сильно отличаются. Такими примерами являются: (11, 11а, 17); (7, 7а); (13, 13а, 19). Их маршруты следования не сильно отличаются один от другого, и их графики движения взаимосвязаны друг с другом. Но есть и маршруты, направление движения которых, казалось бы, должно быть схожим, но на деле они абсолютно разные. Таким примерам являются 2 и 2Б. Следуя маршруту №2, из микрорайонов «Дымки» и «Лядище» вы окажитесь во 2-м микрорайоне, проехав по улице Чапаева, а маршрут 2Б из микрорайона «Лядище» отвезет вас в микрорайон «Печи» (маршрут осуществляется через улицу Гагарина). К сожалению, из-за нехватки водителей, в 2012 году произошли сокращения количества единиц подвижного состава на маршрутах. Это касается маршрутов №№ 3а, 2Б, 9, 11. Часто происходят срывы рейсов на маршрутах №№ 1, 2а, 3а, 9, 11, 17, 18. Так, например, продолжительное время отсутствуют машины на последних рейсах маршрутов № 2а и 17, а на маршрутах 1, 3а, 9, 11 и 18 выходит на рейс меньше машин, чем запланировано.
Во всех автобусах работают кондукторы, которые обеспечивают пассажиров билетами, а также контролируют своевременность оплаты за проезд. Одноразовый билет приобретается у кондуктора, сам же кондуктор его и гасит. Такой билет рассчитан лишь на одну поездку. Оплату за проезд проверяют и контролёры-ревизоры, которые также следят и за качеством работы кондуктора, водителя. В автобусах города действуют и проездные, рассчитанные на поездки в автобусе в течение месяца. Такие проездные можно купить у кондуктора, а также в киосках и магазинах города. Практически все новые автобусы оборудованы речевыми автоинформаторами, которые на белорусском языке объявляют остановочные пункты, справочную информацию. Также автоинформаторы используются для прокрутки рекламных аудиороликов. В салонах некоторых автобусов установлены электронные "бегущие" строки, на которых на русском языке указываются остановочные пункты, а также справочная информация и рекламные объявления. К сожалению, на тех автобусах, где не установлен автоинформатор, водитель остановки не объявляет, так что если Вы не местный, то Вам придётся обратиться за помощью к кондуктору или пассажирам. Также в салонах автобусов находится схема движения городского транспорта, но, к сожалению, с помощью её Вам вряд ли удастся попасть в необходимый вам пункт города. Внешне городские автобусы можно отличить по большой надписи "Мінаблаўтатранс" и фирменным наклейкам, на которых указана информация о принадлежности автобуса. Номер маршрута можно увидеть либо на фанерных, либо на электронных указателях, которые располагаются с трёх сторон автобуса: спереди, сбоку и сзади. Электронные маршрутоуказатели (Интеграл, МЭМЗ либо Урал) светодиодные, благодаря чему номер и конечные остановки отлично читаются как днём, так и ночью. Значительная часть городских автобусов оборудована GPS-навигаторами, которые следят за качеством выполнения работы водителем (соблюдение маршрута, графика и скоростного режима).
Что касается маршрутных такси, то их в городе порядка 50 единиц. Большинство маршрутных такси начинают свою работу в 6.00 и заканчивают в 22.30. Большая часть маршрутов совпадает с автобусными, но есть и такие, которые отличаются, например, №2, 2Б, 9, 18а. Большинство машин - это Газели, которые очень быстро приходят в негодность из-за их низкого качества и наших плохих дорог. Также есть и довольно комфортабельные машины марок Ford, Volkswagen, Fiat, Mescedes, которые работают на маршрутах 1, 3, 7а, 9, 10, 11, 12, 18а. В последние годы из-за тяжёлого экономического положения на некоторых маршрутах частные извозчики перестали работать – это маршруты №№ 4, 5, 8а, 14, 17. На всех машинах наклеена надпись "оплата при входе", но на деле же практически всегда оплата производится при выходе из маршрутки. Достоинством, маршрутного такси перед городским автобусом можно назвать скорость, а недостатками цена и качество оказания услуги (зачастую водители просто лихачат, пренебрегая ПДД и не заботясь о безопасности пассажиров).
Автобусы и маршрутные такси не могут обойтись без остановочных пунктов. Только конечных пунктов в городе 17. Остановочные пункты в городе разнообразны. От хорошо оборудованного с минимагазином либо ларьком, до остановки в стиле советского минимализма: лавочка, мусорка и знак автобусной остановки с расписанием, а то и вовсе просто вытоптанное людьми и автобусами место. Расписание же висит на всех остановочных пунктах (если только «вандалы» не сорвут). На расписании указан маршрут и время его следования. Только для маршрутов 9 и 11 указаны время начала движения, время окончания движения и интервалы движения в различные промежутки времени.
C 28 августа 2013 года филиал "Автобусный Парк №3" г. Борисова пустил автобусы в 6й микрорайон города. |