Главная » 2010 » Июнь » 17 » Третий лишний? Им оказался лидский завод по производству автобусов
02:16
Третий лишний? Им оказался лидский завод по производству автобусов
Константин СТАНКЕВИЧ

УП «ОЗ «Неман», введенное в эксплуатацию в 1990 году, по выпуску и сдаче заказчику (в то время Минобороны СССР) новых образцов военной техники было чисто сборочной направленности, и его производство и технологии не предназначались для выпуска продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Однако в 1993 году в связи с отсутствием заказов и свертыванием военного производства в системе ГНПО «Агат» на предприятии была произведена 100-процентная конверсия.


Для максимального использования производственного, технологического и кадрового потенциала было принято решение перейти на сборку автобусов городского типа по разработкам Ликинского автозавода – ЛиАЗ-5256. В то время автобусы в Беларуси не выпускались, и такое направление в конверсии было поддержано в Министерстве промышленности, Минтрансе и Минфине, программа согласовывалась и в Минэкономики. Для реализации проекта использовались кредиты банка, централизованные инвестиционные фонды министерства, а также бюджетные средства.

Потребность РБ в автобусах такого класса составляла 500-700 штук в год. И с автосборочного производства предприятие перешло на полномасштабное их изготовление. Это привело к корректировке: с 250 автобусов мощность предприятия снизилась до 120 (включая изготовление кузова собственными силами), что далеко не удовлетворяло потребности республики.

В то же время отсутствие в стране валютных средств на закупку автобусов за границей, наличие больших незадействованных производственных мощностей на других предприятиях республики привело к тому, что выпуск автобусов аналогичного класса был налажен на Минском автомобильном заводе. Имея несравнимый научный, конструкторско-технологический и производственный потенциал, на МАЗе быстро развернули производство целого семейства автобусов городского, пригородного и междугородного сообщения. Таким образом, у «Немана» появился серьезнейший конкурент.

Что помешало выйти на внешние рынки

В Лиде основные надежды возлагались на освоение производства принципиально нового автобуса – «Неман-5201». С помощью республиканского дизайн-центра и расположенного в городе предприятия СЗАО «Липласт-СПб» был создан обновленный кузов с широким применением изделий из стеклопластика, улучшены внешний вид, надежность и долговечность новой машины. Имелись конструктивные изменения в силовом агрегате, заднем мосте с применением системы АБС, установке отопителя и подогревателя фирмы EBERSPACHER и других системах. Таким образом, был подготовлен автобус городского типа с силовым агрегатом ЯМЗ-236 НЕ2 (EURO 2) для проведения испытаний и получения сертификата на реализацию автобусов в РБ и РФ. Это позволило предприятию выйти на внешние рынки России и СНГ.

Производство обновленного автобуса «Неман-5201» и его модификаций из числа городских и пригородных вариантов, поставило эту машину в ряд с аналогами МАЗа и Ликинского автобуса. В 2001 году «Неман-5201» успешно прошел аттестацию и получил сертификат «Одобрение типа транспортного средства» российского образца, а до этого был аттестован и в нашей стране. Однако отсутствие собственных оборотных средств и низкая платежеспособность потребителей не дали возможности развить его производство и завоевать рынки сбыта. К концу 2007 завод освоил на 80% имеющиеся производственные мощности. Но этого уже было недостаточно.

В настоящее время завод производит «Неман-5201» (для города); «Неман-52012» (для пригорода); «Неман-520122» (для пригородных пассажироперевозок улучшенной комфортабельности); «Неман-3232» и «Неман-Cacciamali-42012» (для городских и пригородных перевозок). Требования рынка диктуют предприятию осваивать в ближайшее время и другие модели автобуса, в частности, автобус «Неман» в «северном» исполнении.

2007 год стал успешным для начала активной внешнеэкономической деятельности УП «ОЗ «Неман». Была создана товаропроводящая сеть, охватывающая около 40 регионов Российской Федерации, Украину, Азербайджан, Армению и Беларусь, заключены дилерские договоры с 8 представителями зарубежных стран. В настоящее время за пределы нашей страны предприятием реализовано 67 автобусов серии «Неман», в том числе «Неман-5201» (большой городской), «Неман-52012» (большой пригородный), «Неман-520122» (большой пригородный улучшенной комфортабельности), «Неман-Cacciamali-4201» (средний), «Неман-3232» (малый). География продаж автобусной техники УП «ОЗ «Неман» представлена следующими странами: Российская Федерация (42 единицы), Украина (7), Азербайджан (6), Армения (12).

Какова перспектива?

Теперь в Республике Беларусь производством автобусов различных классов занимаются три государственных предприятия: РУП «МАЗ», УП «ОЗ «Неман» и РУП «Гомельский авторемонтный завод». Кроме того, переоборудование и производство микроавтобусов на основе грузовых фургонов осуществляет ряд частных коммерческих организаций. Но различная ведомственная подчиненность и разнородность конструкций (МАЗ базируются на конструкции немецкой компании Neoplan, «Неман» – на конструкции Ликинского автобусного завода, Россия, «Радзiмiч» имеет лицензию украинской корпорации «Богдан» и собирается на комплектующих японской компании Isuzu) не позволяют выйти на унификацию отдельных узлов и деталей. Результатом этого становится неизбежный импорт комплектующих, необходимых для производства. Освоение выпуска этих комплектующих в РБ позволило бы снизить себестоимость производства транспортных средств при условии их применения всеми производителями пассажирского транспорта, упростило бы эксплуатацию и увеличило удельный вес отечественных комплектующих в стоимости продукции.

Данное обстоятельство делает актуальным освоение выпуска импортозамещающих комплектующих, узлов и агрегатов перед отечественным промышленным комплексом. В то же время небольшой объем производства автобусов в РБ по сравнению с РФ и Украиной отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественного производителя на внешних рынках. Более того, различная ведомственная подчиненность, отсутствие согласованной политики в данном сегменте рынка обостряет конкуренцию между отечественными производителями этой техники не только в странах СНГ, но и в Республике Беларусь.

Назрела необходимость выработки единой скоординированной программы производства пассажирского транспорта в РБ, которая позволит планировать объемы производства автобусов не только для нужд пассажирских перевозчиков внутри страны, но и за рубежом, что, в свою очередь, значительно повысит конкурентоспособность отрасли. Для удержания позиций и увеличения доли рынков экспорта вышеназванной продукции на заводе планируется провести следующие мероприятия:

– модернизировать автобусы «Неман-5201» в части изменения внешнего дизайна и оснастить дополнительными опциями, что позволит на внешнем рынке конкурировать на должном уровне;

– поставить на серийное производство автобусы в «северном» исполнении, что даст возможность занять определенную нишу на рынках Сибири и Дальнего Востока;

– повысить качество выпускаемых автобусов;

– активно применять маркетинг в виде прямого выхода на потенциальных клиентов и конечных потребителей.

Особенность автобусов серии «Неман» большого класса – высокий уровень пола, что является препятствием для участия в большинстве аукционов, проводимых в Российской Федерации, где одним из обязательных условий указана низкопольность конструкции автобуса при эксплуатации в городских условиях (правила ЕЭК ООН №107).

Основными конкурентами «Немана» на территории России являются ООО «Ликинский автобус» г. Ликино-Дулево, ОАО «Нефтекамский автобусный завод» г. Набережные Челны, ЗАО «Мичуринский автобус» г. Мичуринска.

При схожей комплектации стоимость автобуса производства УП «ОЗ «Неман» превышает стоимость российских аналогов при относительном равенстве качественных показателей. Учитывая административные ограничения по доступу к участию в аукционах, проводимых в Российской Федерации, системная работа УП «ОЗ «Неман» на рынке России по поставкам больших автобусов без соответствующей правительственной поддержки в настоящее время фактически невозможна.

Для выхода из сложившейся ситуации предприятием ведется работа по диверсификации модельного ряда производимых автобусов с целью обеспечения планомерной и стабильной работы завода. Так, в 2009 году было освоено производство автобуса «Неман-Cacciamali-42012» на шасси Iveco (Италия) по лицензионному соглашению с итальянской фирмой Cacciamali S.p.A. Автобус соответствует экологическому стандарту Евро-4.

Вместе с тем возможности завода по разработке новых видов продукции ограничены в силу отсутствия оборотных средств, позволяющих вести конструкторско-технологические разработки новой продукции, а также необходимого количества квалифицированных инженеров-конструкторов. Поэтому без участия заинтересованных ведомств кадровые и производственные проблемы предприятие не решит. Ведь даже для того, чтобы получить кредит на выполнение срочного заказа, поступившего от иностранных потребителей, приходится ходить по мукам…

Транспортный вестник

Просмотров: 1710 | Добавил: Mickalaich
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Поисковый запрос по сайтам Борисова
Погода
Вход
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Опрос
Как Вы узнали о нашем сайте? 
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
Сайт